«Большой, но интересный пост»: А вы знали, что станция «Площадь Ленина» – это первая станция метротрама в..
«Большой, но интересный пост»: А вы знали, что станция «Площадь Ленина» – это первая станция метротрама в мире и первая в нашем городе?
Редкие кадры её строительства 48-летней давности и небольшая статья о том, как появилась первая станция метротрама в мире!
👇
Станция «Площадь Ленина» рядом с близлежащей площадью с одноименным названием была одной из первых в цепочке подземных станций для будущего метро-трамвайного гибрида.
Строительство этой станции и в целом всей первой очереди подземки завершилось в 1984 году.
На строительстве первой очереди, наземных и подземных станций, задействовали трех мощнейших по тому времени подрядчиков — «Волгоградстрой», «Приволжсктрансстрой» и тоннельный отряд № 31 «Харьковметростроя» (позднее был преобразован в «Волгоградметрострой»).
Проект разрабатывался московским институтом «Метрогипротранс».
Подземную часть, как раз от площади Ленина, начали возводить в апреле 1976. Заложили станцию на глубине 7 метров! Она считается в Волгограде одной из самых высоких, но не глубоких (на наибольшей глубине находится станция «Комсомольская», к ней надо спускаться 14 метров вниз).
Когда в Волгограде прокладывали линии скоростного трамвая, чтобы миновать наиболее оживлённые перекрестки, под центром города был сразу сооружен более чем трёхкилометровый участок с тремя станциями, они соответствовали всем метростандартам.
Стройка, огороженная зелёным забором, шла в самом центре города 8 лет и вынуждала городской транспорт изменять свои маршруты.
На этих редких фотографиях можно посмотреть, как в советские года рождалась будущая первая станция, автобусы тем временем объезжают строительный забор.
Общеизвестный факт: все станции в Волгограде строились открытым и закрытым способом. Так, на фото 1976-1978 года можно наблюдать как рабочие только-только роют котлован на месте проезжей части на площади Ленина, огородив глобальную стройку забором.
Это открытый способ.
Он в том и заключается, что сначала ставили забор, а затем начинали рыть котлован. После этого территория рядом с местом строительства закапывалась и благоустраивалась.
Считается, что такой способ для волгоградских улиц подходил на тот момент как нельзя лучше, потому что на всех них уже давно кипела жизнь, были постройки и здания.
Подземка «Площадь Ленина» в результате была подстроена непосредственно под проезжей частью проспекта имени Ленина, то есть, где сейчас оживленный автомобильный поток — в глубине под землей несется трамвай.
Строительство данной станции было не таким простым, как может показаться на первый взгляд. Хоть сама станция относится к станциям мелкого заложения и является односводчатой, однопролётной — это одно из крупнейших подобных сооружений подземного транспортного строительства страны.
До следующей станции «Комсомольской» отсюда 1210 метров, такова протяженность подземного перегона.
С вестибюлем платформа на «Площади Ленина» связана двумя лентами эскалаторов и лестницей. Вход на станцию одновременно является подземным пешеходным переходом.
Поверхность свода белая, которая по задумке контрастирует с красной мраморной облицовкой путевых стен и гранитных полов. Цветные витражи сделали из литого стекла, изобразив на них «Салют Победы».
По сути, построенная первой станция метротрама, как и все остальные, в миниатюре повторяют устройство станций классического метрополитена.
Для солидности поэтому использовались мрамор, гранит, витражи, мозаика и эскалаторы. Строители предусмотрели здесь не только архитектурно-художественную отделку станций, вестибюлей, пешеходных переходов, но и необходимый набор технологических и бытовых помещений, обеспечивающих условия работы для персонала.
Советские строители заранее озаботились о будущем своего детища.
Сейчас подземные станции, в том числе «Площадь Ленина», вполне свободно могут принимать составы из трёх трамвайных вагонов.
Истинная длинная «Площади Ленина» почти в два раза больше ныне используемой их части. Дальняя половина скрыта от волгоградцев торцевой стеной.
Кстати, высота скрытой платформы соответствует высоте платформы станций метро, и эскалаторы также спускаются только до этой высоты.
Таким образом, если в современных реалиях «Площадь Ленина» задумают переделать под метротрам, то станции придется пережить всего лишь небольшие изменения. Рабочим придется всего лишь поднять платформу и открыть станцию на полную длину.
По официальным данным, сегодняшняя длина основной посадочной платформы на первой отстроенной станции метротрама — 65 метров, высота от пола платформы — 7,5 метров, а ширина пролета сводчатого перекрытия — 19 метров.
Любопытно, что именно при строительстве первой очереди линии волгоградского СТ впервые в мировой практике были проработаны два важных момента.
Для подвески контактной сети была разработана специальная конструкция подвески, в тоннелях смонтировали малогабаритную компенсированную подвеску. Как только трамвай въезжает в подземку, пантограф складывается.
Конструкция позволила пропускать вагоны с верхним токосъемом по перегонным полукруглым тоннелям, которые сооружали по габаритам метрополитена.
Для безопасного движения в Волгограде разработали специальную систему интервального регулирования поездов. Информация передается с пути на подвижной состав с помощью различных частот, и аналогов этому в России нет.
Также подземные станции «Площадь Ленина» и «Комсомольская» имели центральные островные платформы, поэтому на участках «ЦПКиО» — «Площадь Ленина» и «Комсомольская» — «Пионерская» были построены скрещивающиеся тоннели, чтобы организовать на этих станциях левостороннее движение, чтобы пассажиры могли выходить на платформу.
На сегодняшний день скоростной трамвай начинает переживать новую эпоху. А вот построенная «Площадь Ленина» живет по-старому.
Глобальным образом за 40 лет на ней практически ничего не изменилось.
Автор: Типичный Волгоград
новость от 05.03.2024 20:00